В ходе конференции был заложен фундамент к взаимодействию стартапов и малых инновационных компаний с организациями оборонно-промышленного комплекса Челябинской области в целях совместной реализации проектов, направленных на организацию производства гражданской продукции.
В мероприятии приняли участие инноваторы, представители компаний ОПК, представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Челябинской области, Федерального и Челябинского фондов развития промышленности, РВК, Агентства по технологическому развитию, Российского экспортного центра, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, а также эксперты в сфере юридических и финансовых услуг.
В рамках конференции разработчики представили свои высокотехнологичные проекты гражданского назначения с целью реализации их с помощью индустриального партнера в лице компании ОПК. Такая кооперация является актуальным механизмом для Челябинской области, поскольку в регионе насчитывается свыше 30 оборонных производств, часть которых являются градообразующими.
По итогам проведенного мероприятия заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев предложил создать проектный центр на территории Челябинской области, основной задачей которого будет содействие техническому перевооружению и диверсификации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Задача масштабного перевооружения российской армии с одновременным увеличением доли выпуска гражданской продукции была поставлена Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В своем Послании Федеральному Собранию глава государства призвал обеспечить к 2030 году выпуск гражданской продукции не менее 50% от общего объема производства.
«ОПК набрал очень большие обороты. Объем государственного оборонного заказа имеет постоянные темпы роста. Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу, что раскрученный промышленный «маховик» оборонно-промышленного комплекса не должен остановиться. И наша стратегия – это стратегия диверсификации производства, наращивание выпуска гражданской продукции. Мы за последние 10 лет серьезно преобразили оборонные фабрики. Теперь перед нами другие задачи. Мы должны с оборонной продукции перейти на гражданскую. Мы понимаем, что это будет непросто. Предлагаю создать проектный центр с символичным названием «2030», деятельность которого будет направлена на их решение», – отметил Олег Бочкарев. Губернатор Челябинской области Борис Дубровский поддержал идею и согласился с необходимостью создания такого центра.
«Ряд предприятий уже достигли показателя, установленного Президентом РФ. Но есть и такие, где доля продукции гражданского и двойного назначения не выше 10%, – подчеркнул в своем выступлении на конференции губернатор области Борис Дубровский. – Считаю, что возможности программы техперевооружения предприятий ОПК были использованы в регионе достаточно эффективно». Также глава региона отметил поддержку федерального центра в плане развития промышленности.
Министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников рассказал о системных проблемах диверсификации ОПК и о состоянии и развитии отрасли на Южном Урале.
Реализуемые Правительством Российской Федерации Государственные программы вооружения обеспечили масштабную модернизацию основных фондов предприятий ОПК. В настоящее время региональный ОПК имеет значительный научно-технический задел, позволяющий ему оставаться на лидирующих позициях по ряду технологических направлений, прежде всего в таких областях гражданской промышленности, как ядерные технологии, радиолокация, радиоизмерение, приборостроение, производство электронного оборудования, разработка и производство автомобильной и специальной техники.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации планирует уже в ближайшей перспективе существенно уменьшить объемы государственных закупок в рамках гособоронзаказа. Для ряда региональных предприятий ОПК это вызовет серьезные сложности, такие как:
-
сокращение производства;
-
сокращение численности работников;
-
нарушение кооперационных связей;
-
появление избыточных производственных мощностей;
-
снижение рентабельности и др.
В целом для Челябинской области это может повысить угрозы социальной напряженности (сегодня предприятия ОПК Челябинской области производят порядка 10% валового регионального продукта). Предвидя такие возможные последствия сокращения гособоронзаказа, Президент и Правительство Российской Федерации заранее ставят задачу диверсификации деятельности предприятий ОПК.
Выполнение этой целевой установки отражает необходимость решения более системной задачи - повышения степени интеграции ОПК в народное хозяйство.
Для активизации роли ОПК в указанном направлении необходим дифференцированный подход к работающим в этом секторе организациям.
По мнению Минэкономразвития Челябинской области, региональные предприятия ОПК в отношении к конверсии можно разделить на две условные группы:
-
Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой продукции (пример АО Автомобильный завод «Урал», АО «Миасский машзавод», ФГУП «Приборостроительный завод» (г. Трехгорный) и др.);
-
Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации. На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией (пример АО «Уралэлемент (г. Верхний Уфалей)).
Для предприятий второй группы, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции. Нередки обращения таких предприятий в органы исполнительной власти об оказании содействия в поиске потенциальных партнеров по гражданскому производству.
Сами предприятия, в подавляющем большинстве сконцентрированные на выпуске военной продукции не обладают возможностями самостоятельного преодоления системного кризиса в силу его отраслевого структурного характера.
Обобщенные результаты анализа деятельности предприятий второй группы показывают следующие основные негативные факторы, влияющие на развитие гражданского производства:
-
отсутствие свободных денежных средств, которые можно инвестировать в производство гражданской продукции;
-
невозможность хотя бы временного использования денежных средств, поступивших в рамках исполнения гособоронзаказа, для развития гражданского производства (что обусловлено внесением изменений в 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе» в части открытия спецсчетов);
-
наличие высокой конкуренции с отечественными и зарубежными специализированными производителям аналогичной продукции (предприятия ОПК сегодня не способны столь оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой шкалы, как это делают конкуренты);
-
отсутствие идей по выпуску высокотехнологичной гражданской продукции;
-
необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости (трудоемкости и накладных расходов), налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки.
К негативным моментам следует отнести:
- нехватку кадровых, информационных и других ресурсов для безостановочного ведения перспективных непрофильных гражданских разработок, что отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях;
-
развитие по остаточному принципу по отношению к гособоронзаказу, что определяет сдерживание объемов разработки и производства новой гражданской продукции.
На многих предприятиях распространен утилитарно-технологический взгляд на выпуск непрофильных гражданских изделий как на временную вынужденную меру, призванную загрузить простаивающее дорогостоящее оборудование и поддержать не занятый персонал. Указанные факты приводят к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, и, в конечном счете, к неконкурентоспособной цене основной массы продукции и т.д.
Также требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности. Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для целей выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.
Таким образом, чтобы нивелировать указанные выше негативные факторы необходимо внести в сектор ОПК предпринимательское начало, иначе невозможно добиться успеха на конкурентном гражданском рынке.
Источником такого начала может стать развитие кооперационных проектов с малым технологическим бизнесом, обладающим недостающими компетенциями, в части производства новой высокотехнологичной гражданской продукции с четким пониманием возможных рынков сбыта.
В свою очередь у малых инновационных предприятий отсутствуют денежные средства и производственно-техническая база для коммерциализации своих наработок. И здесь важно сегодня начать максимально полно использовать предприятия ОПК, как опытное производство для стартап-проектов.
В целом хочется отметить, что прошедшая конференция стала открытой и эффективной площадкой для взаимодействия предприятий ОПК и высокотехнологичных инновационных компаний.