Подать заявку на заем

Реализация инвестпроекта «Мосты» даст автозаводу «Урал» полную независимость от иностранных комплектующих

Реализация инвестпроекта «Мосты» даст автозаводу «Урал» полную независимость от иностранных комплектующих
Дата публикации: 06.04.2022

Серийное производство ведущих мостов и передних осей для автомобилей повышенной грузоподъемности и дорожной техники будет запущено на миасском автозаводе «Урал» уже в начале 2024 года, а не в 2026 году, как планировалось изначально. Сейчас современные мосты для тяжелых грузовиков закупаются в Китае. По завершении своего масштабного инвестпроекта, реализуемого с господдержкой, южноуральское предприятие сможет выпускать эту продукцию не только для собственных нужд, но и поставлять её другим российским производителям большегрузов. Проект предполагает локализацию всех мостов, импортируемых автозаводом, что гарантирует ему стопроцентную независимость от импортных поставок.

«Весь прошлый год специалисты экономического блока областного правительства плотно работали с руководством предприятия над мерами поддержки проекта по запуску новой линейки мостов для тяжёлой техники. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер продвигал и поддерживал этот проект на уровне федерального правительства, в том числе, на совещаниях с вице-премьером Юрием Борисовым. И сейчас держит реализацию проекта «Мосты» на личном контроле. В итоге в декабре АЗ «Урал» получил самый крупный в истории нашего региона заём Фонда развития промышленности в 2 млрд рублей, и сразу началась закупка необходимого оборудования. Это и позволило оперативно отреагировать на новые реалии и ускорить запуск серийного производства. Реализация следующих этапов потребует вложения дополнительно ещё около 10 млрд, поэтому мы продолжаем работу над этим проектом. В современных условиях он становится принципиально значимым для всей страны и полностью отвечает поставленным главой региона перед областной промышленностью задачам по усилению импортозамещения и локализации комплектующих», – уверен заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук.

В целом проект предусматривает создание 13 модификаций автомобильных мостов и 20 модификаций мостов для строительно-дорожных машин. Средства первого транша господдержки, выданные ФРП (Группа ВЭБ.РФ) по программе «Приоритетные проекты»,  направлены на перевооружение литейного производства для выпуска картерных деталей для новых мостов массой до 200 кг, а также приобретение комплекса автоматических линий с ЧПУ для обработки барабанов, ступиц и тормозных дисков. Новое оборудование позволит ежегодно обрабатывать 230 тысяч тормозных барабанов и тормозных дисков и 230 тысяч ступиц. С начала 2023 года АЗ «Урал» планирует поставлять их другим отечественным производителям грузовиков и осей прицепной техники. 

«На сегодняшний день у производителей такой техники есть серьезная потребность в барабанах и ступицах. До того, как на нашем заводе стартует собственное серийное производство «тяжёлых» мостов, мы уже будем иметь возможность реализации этих компонентов. И, соответственно, быстрее поможем другим российским предприятиям в импортозамещении, поскольку до сих пор они в основном приобретали такую продукцию за рубежом, преимущественно в странах Евросоюза», - отмечает руководитель инвестиционного проекта «Мосты» Сергей Баширов.

По его словам, к настоящему моменту разработана уже вся конструкторская документация проекта, проводятся испытания опытных образцов мостов для техники повышенной грузоподъемности, серийное производство должно быть запущено в указанный срок. Специалист уточнил, что при расчете бизнес-плана учитывался стресс-прогноз с заложенным ростом курса валют при закупке оборудования и комплектующих. И когда начал реализовываться именно стресс-сценарий, показатели проекта только улучшились. Ведь сейчас АЗ «Урал» закупает мосты за юани, следовательно, локализация их производства в России, в Челябинской области, при росте валют даст больший экономический эффект.  

Генеральный директора АЗ «УРАЛ» Павел Яковлев подчёркивает, что уже сейчас уровень импортозамещения на крупнейшем автозаводе области превышает 90%:

«Мы сами выпускаем все компоненты автомобиля за исключением электрооборудования и двигателей. Двигатели ставим ярославские. На все импортные комплектующие приходится не более 10%. Используем турецкие рули, китайские тяжёлые мосты, раздатку, иногда коробку передач. Все остальное - наше, даже мосты для серии «Урал-4320». На более тяжёлые автомобили, такие, как «Урал-6370», и на строительно-дорожную технику идут китайские, но после запуска производства нового поколения мостов мы не будем зависеть от иностранных комплектующих вообще. Следующий этап - заместить тяжелую раздаточную коробку своим производством. Это в нашей компетенции, мы обязательно займёмся этим, но главный приоритет сейчас – проект «Мосты»», - подытоживает он.

В прошлом году с конвейера автозавода «Урал» сошло более 8 400 машин. План этого года -  8600 – 9400 автомобилей. Около 1000 из них по уже подтверждённым контрактам уйдут на экспорт в страны дальнего зарубежья, в первую очередь, в Африку и Юго-Восточную Азию.

Сейчас автозавод работает с полной загрузкой - 33-36 автомобилей в сутки. В марте коллектив получил вознаграждение по итогам работы в 2021 году. Кроме того, с 1 марта заработная плата всех сотрудников предприятия, за исключением топ-менеджеров, увеличена в среднем на 11-13%. При этом уровень зарплат конструкторов и технологов с 1 февраля вырос на 30%. Сокращение финансирования на реализацию социальной политики АО «АЗ «УРАЛ», направленной на поддержку коллектива в различных жизненных ситуациях, а это 20 действующих программ, не рассматривается.

Руководством компании создан оперативный штаб, с учетом всех возможных рисков разработан план мероприятий, принимаются все необходимые меры по сохранению стабильной загрузки завода. Главными принципами его работы в условиях непростой внешнеэкономической ситуации остаются реализация масштабного импортозамещающего инвестпроекта «Мосты», стабильный выпуск проверенных моделей и сохранение коллектива.

***

Автомобильный завод «Урал» (г. Миасс) – один из крупнейших производителей грузовых автомобилей в России. Традиционно основную часть продукции АО «АЗ «Урал» составляют грузовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи и шасси колесных формул 4х4, 6х6, 8х8 грузоподъемностью от 4 до 25 тонн. Также предприятие расширяет свое присутствие на рынке автомобильной техники дорожной автотехникой полной массой 35 тонн с колесной формулой 6х4. Это самосвалы, седельные тягачи и шасси под установку различной спецтехники. Линейка предприятия представлена сотнями модификаций и комплектаций машин как полного, так и неполного привода.

На базе автомобилей с колесными формулами 4х4 и 6х6 АО «АЗ «Урал» производит пассажирские и грузопассажирские версии вахтовых автобусов. Партнерами Автомобильного завода «Урал» являются сотни отечественных и зарубежных производителей автомобильной спецтехники, которые на базе автомобилей «УРАЛ» производят подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, агрегаты для нефтегазового и лесопромышленного комплекса, горной промышленности и коммунального хозяйства. Реализация автомобилей «Урал» ведется через сервисно-сбытовую сеть, которая включает порядка 130 сертифицированных сервисных центров.