Подать заявку на заем

ФРП Челябинской области организовал и провёл профориентационную «Фабрику процессов» для старшеклассников

ФРП Челябинской области организовал и провёл профориентационную «Фабрику процессов» для старшеклассников
Дата публикации: 26.04.2021

Впервые интерактивный практикум, обучающий основам бережливого производства путём имитации реальных трудовых процессов, прошли не сотрудники предприятий-участников национального проекта «Производительность труда», а школьники. В тренинге на учебно-производственной площадке «Фабрика процессов» приняли участие ученики 10 и 11 классов челябинской школы №42. Под руководством тренеров – экспертов Регионального центра компетенций (РЦК) они осваивали методы и инструменты оптимизации производства и повышения производительности. Профориентационную программу для школьников, нацеленную на подготовку квалифицированных кадров, разработали и провели специалисты регионального Фонда развития промышленности при поддержке областных министерств промышленности и образования.

«Да, сегодня эти ребята - не участники нацпроекта, но завтра они могут стать драйверами и реализаторами и «Производительности труда», и других нацпроектов. Ещё в школе поняв, как это работает, они и в ВУЗы, и на производства придут подготовленными. Давая им эти знания, мы закладываем фундамент собственного будущего.Поэтому я считаю очень важным дать сегодняшним старшеклассникам возможность попробовать себя, получить ориентир в завтрашней профессии, узнать о том, о чем сейчас с большим удивлением узнают на производстве многие взрослые. И наш Фонд готов не только продолжать работать с учебными заведениями области в этом направлении, но и придумывать новые формы взаимодействия», – говорит Сергей Казаков, директор регионального ФРП, при котором для реализации мероприятий нацпроекта создан РЦК.

Школьники должны были за ограниченное время самостоятельно собрать определённое количество узлов для настоящего промышленного изделия - пульта управления регулятором давления газа. Выполняя задание, ошибаясь и с помощью тренеров находя верные решения, участники «Фабрики» постепенно начинали понимать, как добиться необходимой производительности. Они переставляли столы, приводили в нужный порядок инструменты на рабочих местах, выстраивались в конвейер, меняли функционал работников и т.д., и, в конце концов, упростили и ускорили процесс сборки. Такое обучение действием и эффект погружения позволили им легко усвоить, какие потери бывают в производственных потоках, как их выявлять и устранять, что такое «время цикла», «время такта», «стандартизированная работа». Эти понятия, без которых невозможно построение современного производственного процесса, ребята отработали, в буквальном смысле, играючи.

«Сегодняшняя практика областного ФРП и школы №42 - чудесная первая ласточка, которую, безусловно, можно и нужно копировать, тиражировать и масштабировать на всю образовательную систему. А поскольку инициатива эта не сверху спущена, а придумана ими самими, очень вероятно, что она приживется и будет принята в других школах. Ведь такая профориентационная  работа, формирование бережливого мышления и бережливой среды важны не только для самого образовательного процесса, но и для будущей профессиональной деятельности учащихся. С таким мышлением они выйдут в жизнь, будут применять эти технологии и на производстве, и в быту, и в жизни в целом. Мы были бы глупцами, если бы не увидели за этим серьезную перспективу и не поддержали её», - уверена начальник Управления профессионального образования министерства образования и науки Челябинской области Ольга Статирова.

Обычную, «взрослую», программу «Фабрики процессов» для школьников несколько оптимизировали - сжали по времени, упростили задачи, убрали некоторые показатели, чтобы не перегружать их лишней информацией. Многое тренеры подготовили и просчитали заранее, чтобы у старшеклассников было больше шансов с первой попытки эффективно настроить процесс. Каждый из ребят получил «роль» – сборщик-оператор; менеджер по улучшению, который проводит хронометраж, фиксирует проблемы и генерирует идеи по их решению; логист, который снабжает комплектующими со склада, размещает и транспортирует заготовки между рабочими местами; начальник производства, который им руководит и следит за безопасностью на предприятии; директор по качеству, который полностью отвечает за сдачу готовой продукции; менеджер по труду, который считает запасы незавершенного производства в начале и в конце смены, финансовую модель, себестоимость изделия, затраты и прибыль, и т.д. Примерив на себя эти образы, будущие профессионалы наглядно увидели, как те или иные действия влияют на экономическую эффективность пока ещё виртуального предприятия, а главное, осознали свою ответственность за последствия принимаемых решений.

«Современные дети озвучивают такие потребности в развитии и задают такие вопросы, на которые школа, какой бы прекрасной она ни была, ответа дать не может, не имеет таких ресурсов. Поэтому мы стали искать помощников, партнёров, у которых эти ресурсы есть. И огромное спасибо областному Фонду развития промышленности, что услышал нас, отозвался на наш запрос и согласился поделиться с детьми знаниями, которые, возможно, повлияют на всю их дальнейшую жизнь. И на качестве образования тоже скажутся: у этих детей и по основным предметам будет все гораздо лучше, потому что точка опоры у них уже немножко иная. Мы же, со своей стороны, рады стать инновационной площадкой, где вместе с нашими замечательными партнерами будем создавать экосистему профориентации, которая позволит правильно выстроить всю профессиональную навигацию», - делится директор школы №42 Ирина Пономарёва.

Региональный ФРП и областное министерство образования договорились о том, что для прошедших обучение на «Фабрике процессов» школьников будут организованы экскурсии к действующим участникам нацпроекта «Производительность труда», чтобы на практике показать старшеклассникам, как технологии бережливого производства меняют предприятия и условия труда рабочих.

Отзывы участников обучающего тренинга:

Анастасия Смирнова, ученица 10 «А» класса школы №42:

-         Мне уже пора задуматься о будущей профессии, поэтому, когда нам в школе предложили принять участие в «Фабрике процессов», согласилась. Я собираюсь стать программистом, и теперь, познакомившись с тем, как бережливое производство работает на заводе, очень бы хотела принять участие в подобном тренинге для офисных процессов. Нам сказали, что такой есть. Обязательно пойду.

Андрей Киселёв, ученик 11 «А» класса школы №42:

-           Техника и экономика интересуют меня одинаково. Поэтому в общих чертах я уже знал, что такое нацпроект «Производительность труда» и читал про бережливое производство. Этот материал попался мне при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. И, хотя я планирую стать военным, а не промышленником, уверен, что сегодняшний опыт обязательно пригодится: да вот взять хотя бы то же умение грамотно распорядиться своим временем при подготовке к экзаменам, чтобы всё успеть.

Анна Николаева, ученица 11 «А» класса школы №42:

-           Я гуманитарий, но и мне было очень интересно, как устроена деталь, которую мы сегодня собирали. Тем более, что на мне лежала ответственность за успех конечного этапа её сборки. Я должна была надёжно закрепить всю конструкцию. Если бы сплоховала, не успела, на смарку пошла бы работа всей группы. Сегодняшний тренинг помог совсем по-другому посмотреть на командную работу, прямо прочувствовать, что это такое.

Вадим Резванов, ученик 11 «А» класса школы №42:

-           Сначала всё пошло не так, в смете было минус полмиллиона, но потом мы потихоньку вышли в плюс. А меня ко второй смене повысили до начальника производства. Очень круто, что есть такие тренинги. Я, например, собираюсь выучиться на экономиста и в будущем открыть своё предприятие. Поэтому для меня шанс увидеть, понять, как производство строится изнутри, какие факторы влияют на его финансовые результаты, невероятно важен. Особенно понравилось, что здесь нет жёсткой иерархии, что любой рабочий может напрямую доносить свои предложения до руководителя. На моём предприятии будет именно так!

***

«Фабрика процессов» – учебный центр, позволяющий проводить обучение сотрудников предприятий-участников нацпроекта «Производительность труда» инструментам и методам «бережливого производства» путем имитации реальных производственных процессов. Этот нестандартный подход к обучению позволяет сформировать у работников устойчивые навыки выявления и устранения потерь на своих рабочих местах.

Национальный проект «Производительность труда» обеспечивает формирование новой производственной культуры в Российской Федерации. Он направлен на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:

  • Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
  • Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.

Эти задачи дополняются социально ориентированными результатами: внедрение на предприятиях онлайн-сервисов цифровой экосистемы нацпроекта; расширение спектра услуг ФЦК и РЦК; формирование «движения рационализаторов» с привлечением специалистов и инфраструктуры «Ворлдскиллс».

В Челябинской области мероприятия нацпроекта реализуют региональные Минпром и Фонд развития промышленности. На данный момент участниками нацпроекта являются уже 62 предприятия региона.

Региональный центр компетенций - единственный сертифицированный Федеральным центром компетенций оператор, системно реализующий проекты по повышению производительности труда в Челябинской области. Под руководством экспертов РЦК полный комплекс необходимых для внедрения у себя на предприятиях бережливого производства знаний и навыков получило уже более 200 сотрудников промышленных предприятий региона.