Подать заявку на заем

Эксперты Регионального центра компетенций познакомили девятиклассников с навыками бережливого производства

Эксперты Регионального центра компетенций познакомили девятиклассников с навыками бережливого производства
Дата публикации: 17.11.2021

Участниками профориентационного тренинга «Фабрика процессов» на базе Фонда развития промышленности Челябинской области  стали ученики девятых классов школы №42. Подобный интерактивный практикум, в игровой форме обучающий основам бережливого производства путём имитации реальных трудовых процессов, уже проходили десяти- и одиннадцатиклассники той же школы. Оказалось, что такой опыт для них не менее интересен и полезен, чем для сотрудников предприятий-участников национального проекта «Производительность труда», для которых тренинг является важнейшей составляющей обучения.  

Под руководством тренеров – экспертов Регионального центра компетенций (РЦК) – дети, так же, как и взрослые, осваивали методы и инструменты оптимизации производства и повышения производительности. Несколько облегчённую по сравнению с обычной программу для школьников, нацеленную, прежде всего, на подготовку квалифицированных кадров, разработали специалисты регионального ФРП при поддержке областных министерств промышленности и образования.

«Ученики нашей школы всегда активно участвуют в различных профпробах и обучаются в многопрофильном колледже. «Фабрика процессов» в прошлом году стала для нас новым опытом. Дети смогли поближе познакомиться с производством, потрогать руками настоящие детали, на собственном опыте убедиться, как много зависит от элементарного порядка на рабочем столе. Получив от наших старшеклассников, даже от девочек, которые, казалось бы, должны быть далеки от технических специальностей, отличные отзывы и восторженные рассказы о том, как увлечённо и старательно они «закручивали гайки», чтобы добиться поставленной цели, мы поняли, что хотим сотрудничать с Фондом на постоянной основе и привести на «Фабрику» учеников других классов» – говорит учитель иностранного языка, куратор профориентационной деятельности МОУ СОШ №42 Елена Фирсова.

Стандартную программу тренинга для школьников оптимизировали – сжали по времени, упростили задачи, убрали некоторые показатели, чтобы не перегружать их лишней информацией, но основная задача осталась прежней – самостоятельно произвести за ограниченное время определённое количество узлов для пульта управления регулятором давления газа. При этом каждый из ребят получил «роль» – сборщик-оператор; менеджер по улучшению, который проводит хронометраж, фиксирует проблемы и генерирует идеи по их решению; логист, который снабжает комплектующими со склада, размещает и транспортирует заготовки между рабочими местами; начальник производства, который им руководит и следит за безопасностью на предприятии; менеджер по труду, который считает запасы незавершенного производства в начале и в конце смены, финансовую модель, себестоимость изделия, затраты и прибыль, и т.д.

«Моё первое впечатление – это что-то необычное, даже шокирующее. Мне досталась роль менеджера, и оказалось, что это математика в чистом виде. Мне пришлось много считать, проверять – это самая сложная часть. Благодаря подобным тренингам в будущем, при вступлении в профессию, мы уже будем готовы к тому, что нас ждет, будем знать «подводные камни» работы, все её плюсы, минусы и сможем принимать более взвешенные и правильные решения» – размышляет ученица девятого класса Альбина Феделева.

В первом раунде «Фабрики процессов» школьники познакомились с «местом работы» и производством, столкнувшись при этом со множеством неожиданных для них проблем, увидели, как неправильное распределение нагрузки на работников влияет на эффективность виртуального предприятия, вместе с экспертами проанализировали результаты этих процессов и приступили к их улучшению.

«Первый раунд был очень интересным, но сложным, потому что раньше мы с таким никогда не сталкивались. Я стал начальником производства, и в процессе понял, что управлять операторами, логистами и менеджерами – непростая задача. Кроме того, пришлось много думать над тем, как исправить возникающие проблемы, например, разгрузить логиста, которому пришлось работать больше, чем другим. Если честно, даже голова разболелась от напряжения» – делится впечатлениями ученик девятого класса Кирилл Черноскудов.

С помощью тренеров ребятам, конечно, удалось найти верные решения: переставить столы, привести в порядок рабочие места, поменять функционал работников и т.д., и, в конце концов, они упростили и ускорили процесс сборки заданного механизма. Такое обучение в игровой форме помогло будущим специалистам разобраться в таких сложных понятиях, как «эффективность производства», «время цикла», «время такта», «стандартизированная работа», «бережливое производство» и многих других.

«Здорово и очень ценно, что сегодня школы ориентируются не только на выдачу теоретических знаний, но и на практику. Мы в своей работе в рамках нацпроекта «Производительность труда» тоже постоянно делаем акцент на том, что всю полученную информацию необходимо опробовать на производстве, пусть и виртуальном, каким является «Фабрика процессов». Ведь так мы не подвергаем риску реальный бизнес. Именно поэтому и, конечно, чтобы познакомить школьников с производственными процессами, мы подключились к профориентационной деятельности школы №42. Опыт, полученный нами в первый раз, безусловно, вдохновляет. Когда видишь новое поколение, молодёжь, готовую и желающую что-то менять и улучшать, заинтересованные, неравнодушные лица ребят, понимаешь, что процессы, запущенные нами сейчас, не остановятся, а уже их силами продолжат двигать вперед промышленность в последующие годы», – уверен директор регионального ФРП Сергей Казаков.

Фонд готов и дальше сотрудничать с учебными заведениями области в этом направлении и разрабатывать новые.

Напомним, что пройти тренинг «Фабрика процессов» для оптимизации своего производства могут не только школьники и участники нацпроекта «Производительность труда», но и любое предприятие Челябинской области. Для этого необходимо просто подать заявку в региональный Фонд развития промышленности: ул. Российская, 110, корпус 1, офисный центр «Greenplex». Подробная информация: +7 (351) 214-21-41.

***

«Фабрика процессов» – учебный центр, позволяющий проводить обучение сотрудников инструментам и методам бережливого производства путем имитации реальных производственных процессов. Такой нестандартный подход позволяет сформировать у работников устойчивые навыки выявления и устранения потерь на рабочих местах.

Национальный проект «Производительность труда» обеспечивает формирование новой производственной культуры в Российской Федерации. Он направлен на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:

  • Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
  • Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.

Эти задачи дополняются социально ориентированными результатами: внедрение на предприятиях онлайн-сервисов цифровой экосистемы нацпроекта; расширение спектра услуг ФЦК и РЦК; формирование «движения рационализаторов» с привлечением специалистов и инфраструктуры «Ворлдскиллс».

В Челябинской области мероприятия нацпроекта реализуют региональные Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов и Фонд развития промышленности. На данный момент участниками нацпроекта являются уже 76 предприятий региона.

Региональный центр компетенций - единственный сертифицированный Федеральным центром компетенций оператор, системно реализующий проекты по повышению производительности труда в Челябинской области. Под руководством экспертов РЦК полный комплекс необходимых для внедрения у себя на предприятиях бережливого производства знаний и навыков получило уже более 400 сотрудников промышленных предприятий региона.