Подать заявку на заем

Егор Ковальчук: «Бизнес понимает, что сохранение коллективов — это вопрос выживания»

Егор Ковальчук: «Бизнес понимает, что сохранение коллективов — это вопрос выживания»
Дата публикации: 18.07.2022

В этом году основные вызовы для региональных правительств и, в частности, для их экономических блоков, продиктованы внешнеполитическими событиями и последствиями санкций. Поиск ответов на эти вызовы обсуждается и на площадках крупных деловых мероприятий, в первую очередь, на прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме, в котором традиционно приняла участие делегация Челябинской области. О результатах работы представителей региона на ПМЭФ-2022, позиции региона в нацрейтинге инвестиционного климата, мерах поддержки бизнеса в условиях санкционного кризиса и перспективах импортозамещения рассказал в интервью «Коммерсанту Челябинск» заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук.

- Делегация Челябинской области посетила Петербургский международный экономический форум. Каковы итоги ПМЭФ-2022 для региона?

- ПМЭФ – это уникальная площадка, место, где даются основные посылы к экономическому развитию страны на предстоящий год. Было много важных моментов, в первую очередь, выступление президента. Если же говорить о мероприятиях регионального уровня, с учетом делегации Челябинской области, то в их числе, например, подписание девяти соглашений – с регионами, федеральными органами исполнительной власти, федеральными агентствами. Если говорить о регионах, то документы подписаны с Удмуртией и Алтайским краем, если о федеральных структурах – это, в частности, Федеральное агентство по рыболовству и Российский экологический оператор.

Важное для региона соглашение было подписано с Государственной транспортной лизинговой компанией, оно касается дальнейшего развития транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Напомню, ТЛК относительно недавно перешел в собственность этой компании, и сейчас она активно занимается развитием проекта. Безусловно, «Южноуральский» невозможно развивать без активного участия нескольких сторон, поэтому соглашение предусматривает совместные усилия РЖД, ГТЛК, региона и муниципалитета для более активной загрузки комплекса и активизации включения его в логистические схемы, прежде всего, конечно, железных дорог.

Соглашение с Российским экологическим оператором – структурой, которая курирует вопросы обращения с ТКО во всех регионах, – предусматривает создание экотехнопарка на территории Миасского городского округа. Челябинская область станет одним из восьми российских регионов, где РЭО планирует создать сеть экопромышленных парков. По сути это индустриальные парки, только специализирующиеся на переработке ТКО. Из отходов, перед тем, как их захоронят на полигоне, извлекают все перерабатываемые фракции, из которых получают вторсырье, которое можно либо в этом виде куда-то поставлять, либо на месте продолжать производственный цикл и производить уже готовую продукцию.

Еще один важный документ, подписанный на ПМЭФ, – это соглашение о развитии проекта «Большой Урал» – туристического кластера, который охватывает Челябинскую, Свердловскую, Тюменскую области, Пермский край и Башкортостан. Эти территории находятся рядом друг с другом, имеют похожие природные условия. Здесь требуется координация работы, совместное продвижение и увеличение туристического потока. Инициатором проекта является Ростуризм.

Также прошли переговоры с послом Казахстана Ермеком Кошербаевым, с которым тоже, в частности, обсуждалось развитие ТЛК «Южноуральский», поскольку объект находится на границе, и здесь поддержка со стороны Казахстана очень важна. Договорились об организации визитов представителей Костанайской и Акмолинской областей. В последующем, на «Иннопроме», встреча с Костанаем уже состоялась, на ней договорились об обмене визитами и проведении дней Костанайской области в Челябинской.

На ПМЭФ также состоялась встреча с полномочным послом Белоруссии Владимиром Семашко. Обсудили вопросы импортонезависимости, кооперации с белорусскими предприятиями, возможную локализацию совместных производств на территории нашего региона и закупку техники для южноуральских муниципалитетов, в первую очередь, экологичных автобусов на газомоторном топливе.

Был ряд переговоров с участием наших предприятий. И, разумеется, участие губернатора в панельных сессиях, дискуссиях. Программа форума была, пусть и короткая, но очень насыщенная, и я считаю, что мы на нем поработали продуктивно.

- Как оценивает руководство области позицию региона в национальном рейтинге инвестиционного климата, результаты которого традиционно на ПМЭФ объявило Агентство стратегических инициатив? Если говорить о конкретных показателях, то какими довольны, а какие еще нужно дорабатывать?

- Сохранив за собой девятую позицию, по некоторым показателям мы значительно превысили уровень прошлого года. Тогда мы тоже были девятыми, но нужно отметить, что в целом все регионы подтянулись по интегральному индексу, который высчитывается по большому количеству критериев. Поэтому даже для того, чтобы сохранить позицию, нужно очень серьезно двигаться вперед. Если посмотреть на тех, кто в списке впереди нас, то это традиционно сильные и обеспеченные в бюджетном плане регионы – Москва, Московская область, Татарстан, Башкирия, ХМАО. У них давняя и хорошая история привлечения инвестиций, многие находятся в более выгодном географическом положении, чем Челябинская область. Вообще в десятку гораздо проще попасть, чем потом в ней удержаться. Есть регионы, достаточно сильные, которые не смогли сохранить свои позиции и либо выбыли из топ-10, либо остались, но на более низкой позиции. Сохранение девятого места для нас – это отражение очень серьезной работы, которая велась и будет продолжена.

Безусловно, мы проанализируем итоги, определим, где у нас еще есть резервы для повышения показателей, будет разработана отдельная дорожная карта. У нас есть вопросы по подключению к электричеству, по газовым сетям, где мы могли бы поработать лучше. Подробно все это проанализируем, будет отдельный пакет поручений губернатора всем задействованным в этих процессах органам исполнительной власти.

- Насколько важны в целом соглашения, которые заключаются на таких площадках? Становятся ли они базой для конкретных совместных проектов, инициатив?

- Как правило, на форуме заключаются рамочные соглашения. Важно, что налаживаются прямые контакты. Вообще организовывать подобные встречи на уровне первых лиц в рамках обычной работы достаточно сложно: нужно согласовать время, кому-то надо прилететь, выделить время, а графики, как правило, достаточно напряженные. На форуме все это делать гораздо удобнее, быстрее и эффективнее.

Но нужно понимать, что ПМЭФ – это имиджевое мероприятие, где регионы представляют себя, обмениваются опытом, мнениями, получают определенные установки на будущее. А более практичные площадки – это, например, «Армия», которая ожидается в августе, тот же «Иннопром», с которого мы недавно вернулись.

- Какие практические результаты «Иннопрома-2022» можете отметить?

- Это и соглашение между Челябинской областью, региональным центром и КОНАРом о строительстве велопешеходного моста, и подписание практических соглашений нашими компаниями, которые работали на стенде. Очень активно поработали с Минским тракторным заводом на темы локализации производства и сейчас запустили процесс переговоров по этому вопросу с нашими предприятиями.

Наш стенд посетил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, особое внимание он уделил трем предприятиям. Первое – это «Приводная техника», которая производит преобразователи частоты, полностью исключающие зависимость промышленников по этим компонентам от таких поставщиков, ушедших с нашего рынка, как «Сименс» и «Шнайдер». Второе – «Нефть сервис», которое производит оборудование для обслуживания нефтяных скважин. Кроме непосредственно «железа», они показали телеметрию, полностью локализованную в России, и очень важно, что теперь об этом знают в Минпромторге. Третье предприятие – наверное, одно из самых ярких, – это компания «Русский робот», которая представила действующий образец грузоподъемностью в несколько раз выше того, который она презентовала на прошлом «Иннопроме». Проект достаточно эффективно поддерживается на уровне региона, а на выставке представители компании договорились о его федеральной поддержке. Думаю, она будет очень кстати, учитывая, что планируется создание нового производства на территории Челябинска.

Сейчас, в течение двух недель после выставки мы подводим итоги, смотрим, сколько контактов состоялось, сколько связей налажено, какой практический эффект от участия. Получаем информацию от предприятий, которые работают на стенде.

- Как Челябинская область переживает период внешнего экономического давления? Насколько наш бизнес, наша экономика от этого давления зависят, как мы в этом плане выглядим на фоне других регионов?

- Челябинская область – экономически активный, промышленно развитый регион, он встроен в российскую и глобальную экономику, поэтому те процессы, которые происходят сейчас в мире, вокруг России, не могут на области не сказаться. В целом можно сказать, что ситуация стабильная, все основные отрасли работают.

Есть определенное снижение активности у металлургов, оно вызвано ограничениями в логистике, снижением спроса на определенных рынках и ситуацией с курсом доллара. Федеральные власти активно этим вопросом занимаются, и, если говорить о курсах валют, то уже есть определенные движения в сторону ослабления рубля. Сомнений в том, что ситуация разрешится, нет, но, конечно, хочется, чтобы это произошло как можно скорее и без серьезных потерь прежде всего в рабочих местах. Основная задача региона и всех наших предприятий – сохранить занятость. Губернатор уделяет этому огромное внимание, и на последней встрече с промышленниками один из основных посылов главы региона крупному бизнесу был приложить все усилия, даже невзирая на экономические последствия для предприятий, чтобы сохранить рабочие места. И бизнес понимает, что в условиях нехватки квалифицированных кадров сохранение коллективов – это вопрос выживания. Поэтому мы видим, что крупные предприятия, такие, как ММК, принимают решения об отказе от выплаты дивидендов акционерам, направляя ресурсы на поддержание экономической стабильности, оптимизацию внутренних процессов, ремонт, обновление, вопросы экологии. Очень хорошо, что приоритеты выстроены именно таким образом, потому что раньше, мы знаем, принимались и другие решения, иногда выплата дивидендов приводила к переносу сроков реализации социальных, экологических и производственных программ.

- В регионе действует ряд мер поддержки бизнеса. Многие из них приняты еще в период ковидных ограничений. Какие меры, по-вашему, стали наиболее эффективными и востребованными, а какие требуют доработки с учетом сегодняшних реалий?

- Действительно мы из ковида плавно перешли в санкционный кризис. На мой взгляд, в этом смысле коронавирус сыграл положительную роль. Проработав в условиях ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, предприятия оказались гораздо более подготовленными к санкциям, поскольку проблематика очень схожая. Конечно, санкционные ограничения гораздо более жесткие, обширные, но основные принципы и подходы к ним были проработаны за время пандемии. Соответственно, и меры поддержки, которые были выработаны в предыдущие два года, почти все сохранены в санкционных условиях. В первую очередь мы говорим о региональных налоговых льготах. Часть мероприятий поддержки мы дополнили, расширили. Недавно очередной блок законов по налоговым льготам приняло законодательное собрание. В ближайшее время планируем еще добавить меры поддержки, они тоже связаны с налоговыми законодательными изменениями и сейчас находятся в стадии проработки.

- Есть ли отрасли, которые в текущей экономической ситуации выиграли и получили новые возможности для развития?

- Безусловно, они есть. Это те, чья деятельность связана с выпуском высокотехнологичной продукции, продукции высоких переделов, которая ранее завозилась, скажем так, из бывших дружественных стран. Серьезный импульс получили многие машиностроители, IT-сфера, сельхозтоваропроизводители, производители спецтехники, нефтесервисные компании. Все, кто так или иначе находится в кооперационных цепочках с оборонными предприятиями, сейчас работают с полной нагрузкой, некоторые даже больше.

- Каковы основные вызовы для экономики региона? Чего не хватает, чтобы адаптироваться к новой реальности?

- Основной вызов – выстроить кооперацию. Мы говорим об импортозамещении, а по сути, что это такое? Нет задачи заместить абсолютно все, есть задача сделать так, чтобы всегда была возможность недостающий элемент, имеющий критическую важность, произвести на территории страны. И именно эта задача сейчас решается, для этого нужно собрать все компетенции, которые имеются внутри региона, России, изучить их и выстроить правильные эффективные цепочки, которые позволят создавать продукцию, ранее завозившуюся из-за рубежа, а в идеале вообще опережающую по своему уровню и не имеющую аналогов.

Важно выстроить информационное взаимодействие. На «Иннопроме» возникла ситуация, когда предприятия, работавшие в одном городе и потенциально полезные друг для друга, ранее не взаимодействовали, и им нужно было вместе поехать на выставку, чтобы встретиться, пообщаться и начать сотрудничать. Такие курьезы не единичны. Поэтому нужно создать информационную среду, в которой любое предприятие, имеющее запрос на импортозамещение, тут же нашло бы под свои запросы потенциальных производителей. У нас в Челябинской области такой продукт создан – это портал Регионального центра импортозамещения. Сейчас есть задача его интегрировать с другими регионами, чтобы информационное поле было гораздо шире.

- Несколько компаний, имеющих активы в Челябинской области, заявили об уходе с российского рынка. Как складывается ситуация вокруг этих активов? Продолжат ли они работу, какова их дальнейшая судьба?

- Нужно четко различать политические заявления собственников этих компаний, которые, видимо, вынуждены были их сделать в силу определенных обстоятельств, и фактическую работу этих предприятий, структурных подразделений, которые здесь находятся. Нужно понимать, что это всегда огромные, миллиардные инвестиции, и это всегда большие прибыли, которые здесь зарабатываются. И ни одна из этих компаний, сделавших политические заявления, деятельность не прекратила. Никто не закрыл эти предприятия, не объявил о том, что сделает это в ближайшем будущем. Да, такая ситуация есть с некоторыми торговыми сетями, не представленными в Челябинске, но южноуральские активы компаний Emerson, Fortum, Ball и других продолжают деятельность, менеджмент на местах, предприятия производят продукцию, продают ее на региональном и российском рынке. Если кто-то сделал заявление, не нужно сразу ждать, что оно будет реализовано. Мало того, уже идет огромное количество сигналов от реальных собственников этих бизнесов за рубежом о том, чтобы взаимодействие сохранить, углубить, и даже многие из тех, кто прекратил поставки компонентов в Россию, неофициально в частном порядке активно ищут способы обойти те запреты, которые на них наложили их правительства, и продолжить свою деятельность на территории РФ. Ситуация выглядит парадоксально, иногда даже комично.

- Один из инструментов привлечения инвестиций в регион – индустриальные парки. Удалось ли сделать его эффективным?

Наш регион входит в число ведущих по развитию индустриальных парков. Сегодня в геоинформационную систему Минпромторга России «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» внесено девять индустриальных парков, в том числе четыре зарегистрированных в Реестре Минпромторга России, а также два промышленных технопарка. На «Иннопроме» возникли предложения еще по одному, пока детали раскрывать рано. Если бы парки были неэффективны, никто бы в них не шел. В регионе созданы хорошие условия для тех, кто работает в этих парках, прежде всего налоговые. Для резидентов и управляющих компаний действуют льготы по налогам на имущество, транспорт, на прибыль и землю. Основная задача индустриальных парков – обеспечение стабильных благоприятных условий для инвестиционной деятельности на длительный период; удовлетворение спроса инвесторов на современные площадки, подготовленные к размещению производственных объектов и развитию бизнеса

Также в регионе работают промышленные кластеры, которые тоже могут работать в формате индустриального парка, если участники находятся на одной площадке. Активно работает «ММК-Индустриальный парк» в Магнитогорске, «Малая Сосновка» заканчивает подготовку инфраструктуры. Хорошие перспективы у парка в Южноуральске на базе ЮАИЗ, у меня нет никаких сомнений, что этот проект будет активно развиваться.

Кстати, Челябинская область в этом плане хорошо выглядит на федеральном уровне, это отражено в рейтинге качества реализации промышленной политики, результаты которого были представлены на «Иннопроме». Мы стали четвертыми в стране, а в прошлом году были шестыми. И как раз наличие развитой промышленной инфраструктуры, в том числе индустриальных парков, – один из критериев оценки в этом рейтинге.

- Три года назад Алексей Текслер говорил о том, что территории опережающего социально-экономического развития в Челябинской области работают недостаточно эффективно и требуют перезагрузки. Была ли она проведена?

- Ярким примером эффективной работы можно назвать ТОСЭР в Миассе. В прошлом месяце по ней прошло заседание комиссии, и туда зашло 12 новых резидентов. Это говорит о том, что востребованность высокая. Активно работает ТОСЭР в Верхнем Уфалее. Есть территории, которые требуют больших усилий, как, например, ТОСЭР в Бакале. Работаем над ТОСЭР в Озерске, возлагаем на эту площадку большие надежды. Сейчас, в условиях спада экономической активности, задача – продлить меры поддержки, которые действуют для этих территорий, потому что они ограничены по сроку. Мы очень активно работаем с федеральным центром, чтобы те преференции, которые существуют в ТОСЭР, не заканчивались и были продлены, и находим отклик.

- Обсуждается вопрос создания ТОСЭР еще в одном закрытом городе – Трехгорном. На каком он этапе?

- Идея появилась не вчера, работа над этим идет уже, как минимум, три года, и здесь очень важна позиция «Росатома» в силу специфики города Трехгорного. И, кстати, тоже на «Иннопроме» я услышал от представителя корпорации, что позиция по этому вопросу у них стала более проактивной, и они готовы со своей стороны в самое ближайшее время этот процесс серьезно ускорить. Мы, в свою очередь, давно готовы.

- Есть ли уже прогнозы у экономического блока правительства, какими будут итоги этого года для Челябинской области по основным показателям? От чего они будут зависеть?

- Здесь все зависит, в первую очередь, от федеральной и международной повестки. Вы видите, что некоторые условия постоянно меняются, к примеру, тот же курс рубля, от которого очень много зависит, инфляция. Могу точно сказать, что наши показатели будут не хуже средних по стране, а чуть лучше, а по некоторым показателям – существенно лучше, это можно предполагать уже сейчас. Но, конечно, показательными будут третий и четвертый кварталы, когда все эффекты от санкций дойдут уже в полной мере до регионов. Чтобы ситуация была более стабильной, сейчас наибольшее внимание надо уделять нашим основным сферам. Металлурги снабжают своей продукцией самые разные сферы производства по всей России и в других странах, и от экономической активности этих потребителей будет зависеть, как будут чувствовать себя металлургические компании. Сейчас задача – федерального правительства и наша – создать максимально комфортные условия для сохранения, поддержания и развития производств. Мы рассчитываем пройти этот сложный период достойно.