Фонд развития промышленности Челябинской области поздравляет с 60-тилетней годовщиной первого в мире полета человека в космос! В России этот праздник называется День космонавтики.
Талантливые конструкторы и высококвалифицированные специалисты промышленных предприятий региона внесли немалый вклад в развитие космической отрасли.
В Миассе работает Государственный ракетный центр им академика В.П. Макеева. Это один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники. Назван он в честь конструктора боевой ракетной техники, академика Виктора Макеева. Предприятие занимается проектированием космических аппаратов, предназначенных для краткосрочных прогнозов землетрясений, разработкой авиационного ракетного комплекса космического назначения «Воздушный старт» и комплекса с ракетой-носителем тяжелого класса «Россиянка» с многоразовой первой ступенью, дооборудованием баллистических ракет подводных лодок в космические ракеты-носители.
В рамках конверсионной деятельности ГРЦ принимает участие в программах “Роскосмоса” и в создании систем и оборудования для народного хозяйства. В разных стадиях разработки находятся предназначенные для мирного использования ракеты-носители, использующие как традиционные способы старта (пуск из шахты подводной лодки и из наземной пусковой установки), так и способы старта ракет с поверхности моря, с надводного корабля или с самолета из районов, максимально удовлетворяющих требованиям заказчиков пусков. Также предприятие участвует в разработке и самостоятельно создает малые космические аппараты.
***
Мало кто знает, но трамваи - лишь пятая часть производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Все остальное - оборонная и космическая продукция.
Космический корабль «Союз ТМА-21» - первый из «Союзов», которому в честь юбилея выхода человека в космос дали персональное имя - «Юрий Гагарин». Выйти на орбиту и спуститься с нее корабль может только благодаря Усть-Катавскому вагоностроительному заводу, где сделали уникальную установку. Знаменитый «Буран» получил комплекс практически идеальных двигателей именно от устькатавцев. Двигатель усть-катавской сборки стоял и на первой в истории человечества космической станции. В декабре 1964 года «Союз-5» с помощью усть-катавской установки впервые пристыковался к «Союзу-4». Они же были одними из первых, кто начинал освоение Луны: в 1956 году усть-катавские умельцы получили заказ на двигатель для космоса, с его помощью корабль должен был сесть на поверхность Луны и вернуться обратно.
***
Космолет “Буран”, способный многократно взлетать и садиться в автоматическом режиме, создавали всей могучей страной. Челябинский металлургический комбинат помог жаростойкой “броней” для корпуса. Часть авионики (авиационной механики и электроники) делал радиозавод “Полет”, а транспортное средство, на котором его доставили к месту старта собрал Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, впервые применив гидростатический привод рулевого управления (машина и сейчас работает на космодроме «Байконур»).
ЧМК уже более 60 лет вносит вклад в развитие отечественной космонавтики, поставляя металлопродукцию на нужды отрасли. Только за прошлый год комбинат отгрузил около 50 тысяч тонн нержавеющего проката.
С применением высококачественных сталей и сплавов ЧМК создавались двигатели ракет первой и второй ступеней, осуществляющих вывод на орбиту космических кораблей серий «Восток», «Восход», «Союз» и «Прогресс», американских кораблей «Атлантис» и почти всех других искусственных спутников Земли. Продукция ЧМК шла на изготовление корпусов ёмкостей для хранения сжиженных газов и топлива, обшивки летательных аппаратов и других деталей ракетно-космической техники.
Для нужд космоса коллектив ЧМК разрабатывал и производил совершенно новые жаропрочные стали и сплавы. Например, для несгораемой оболочки корабля «Энергия-Буран» использовался сплав, который выдерживает температуру до 3000℃. Всего же ученые и технологи ЧМК создали более 140 специальных марок сталей, а освоили в производстве свыше 1800.
«Существующие на тот момент стали не отвечали нужным характеристикам, перед нами стояла задача разработать такие материалы, которые бы обеспечили надежность летательного аппарата и были жаропрочными. Подобных технологий не было в мире, мы занимались созданием с нуля. Огромную помощь оказывали ученые различных институтов. Был построен специальный цех. Иногда выплавляли более 20-ти вариантов, чтобы получить необходимые свойства. С каждым шагом появлялся опыт, мы накапливали базу. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, воодушевленные успехом нашего космонавта, мы продолжали совершенствовать свою продукцию», – вспоминает бывший генеральный директор ЧМК, Заслуженный металлург РФ Рашат Максутов.
А вы знали, что:
- Юрий Гагарин по профессии металлург? 12 мая 1961 года первый летчик-космонавт, герой Советского союза за проявленный героизм стал Почетным членом коллектива Челябинского металлургического комбината, о чем работники предприятия сообщили ему при личной встрече.
- В прошлом году космонавт Сергей Рязанский сделал снимок Челябинской области с борта МКС и разместил его в Instagram? «А это Челябинск, - написал автор. - Челябинские энергетики настолько суровы, что город видно даже из космоса».
- Но это не первый снимок городов области из космоса. Ранее такой чести был удостоен Магнитогорск. Фото было сделано космонавтом Сергеем Рыжиковым.
Подводя итог, можно сказать, что вклад Южного Урала в развитие космонавтики неоценим. Да и в наше время на Урале выпускаются компоненты системы управления ракетоносителей «Союз», никель-водородные аккумуляторные батареи, компоненты для спутников и многое другое.