Подать заявку на заем

Челябинская область готова создавать собственную крановую технику и взять на себя техобслуживание зарубежной

Челябинская область готова создавать собственную крановую технику и взять на себя техобслуживание зарубежной
Дата публикации: 22.09.2022

Необходимость замены систем управления на импортных башенных кранах на отечественные разработки и развитие на Южном Урале краностроительной отрасли в целом обсудили представители региональных органов власти, производители грузоподъемной техники - компания «Жираф», и электронных компонентов – челябинский радиозавод «Полет». Совещание под председательством министра промышленности Челябинской области Павла Рыжего прошло на базе Южно-Уральского госуниверситета.

Участие в обсуждении также приняли министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Игорь Фетисов, и.о. ректора ЮУрГУ Александр Вагнер, директор Фонда развития промышленности Челябинской области Сергей Казаков, представитель компании «Жираф» Евгений Киселёв и генеральный директор АО «ЧРЗ «Полет» Александр Нестеров.

«Собственные разработки и серийное производство продукции, необходимой для краностроительной отрасли, – залог нашей технологической и технической независимости, один из векторов инновационного развития региона. Тем более, что производство грузоподъемной техники является одним из ключевых секторов промышленности Челябинской области. Он постоянно наращивает производственные мощности, линейка выпускаемой техники расширяется, компетенции растут. При этом очевидно, и мы постоянно слышим подтверждение тому со стороны самих производителей, что ускоренное развитие данного направления без поддержки государства обеспечить сложно. Поэтому мы прорабатываем данный вопрос, чтобы оперативно наладить эффективное сотрудничество в координатах власть-бизнес-наука, что объясняет состав участников сегодняшней встречи»,  говорит глава челябинского минпрома Павел Рыжий.

Руководители многих предприятий, выпускающих грузоподъемную технику, заявляют о высоких рисках снижения качества и безопасности технического обслуживания зарубежной техники, в том числе кранового оборудования и башенных кранов, компаниями-производителями, решившими уйти с российского рынка и в большинстве своём отказывающимися выполнять обязательства по эксплуатационному сопровождению своей продукции. В настоящее время парк таких машин в стране насчитывает более 10 тысяч единиц. Чтобы предотвратить несанкционированное стороннее подключение к ним через встроенную электронику и обеспечить своевременное обслуживание и ремонт импортной техники, необходимо заменить системы управления на ней российскими аналогами и начать самостоятельно разрабатывать и выпускать востребованное оборудование.

Челябинская область обладает компетенциями и ресурсами для развития обоих направлений. В частности, в регионе действует старейшее предприятие, которому в этом году исполняется 275 лет, – Нязепетровский краностроительный завод (входит в ГК «Жираф»). На данный момент это единственный в стране производитель башенных кранов, за последние 10 лет разработавший и выпустивший 30 новых моделей. Вместе с коллегами из Минпромторга РФ челябинский минпром активно работает над тем, чтобы именно южноуральская техника была по максимуму задействована в больших федеральных стройках. 

«Завод справляется, сейчас мы обеспечиваем все потребности строительной отрасли, при этом, с учётом замещения западных производителей башенных кранов на отечественном рынке, прогнозируем рост числа заказов. И рассчитываем на поддержку региональных и федеральных властей для задействования нашей продукции на строительстве объектов с госфинансированием. Особо отмечу, что совместно с лабораторией ЮУрГУ мы с 2014 года разрабатываем и производим собственные уникальные системы управления для наших кранов. Надёжность такой техники крайне важна, ведь кран – сердце стройки: сломается он – встанет стройка! Поэтому мы используем монокабины, когда вся система управления находится внутри аппаратного помещения. Это упрощает и делает более удобным обслуживание и эксплуатацию техники. Сейчас работаем над новыми системами управления исключительно на отечественных комплектующих»,  рассказывает Евгений Киселёв.

Использование опыта Нязепетровского краностроительного завода и научно-исследовательского потенциала ведущих ВУЗов, в первую очередь ЮУрГУ, в кооперации с южноуральскими разработчиками программного обеспечения, которых курирует областное минцифры, и региональными производителями электронной компонентной базы, такими, как челябинский радиозавод «Полёт», усилит и ускорит процесс создания на Южном Урале собственного производства современной крановой техники.

«Челябинская область одна из немногих, обладающих компетенциями в производстве специализированного оборудования, в том числе кранового. Не менее важной представляется разработка готовых решений для бизнеса, которые позволили бы заменять системы управления и механики импортных башенных кранов, которых в России тысячи. Минпромторг РФ запустил достаточно большой перечень мер господдержки для решения подобных задач. Но, поскольку здесь не обойтись без проведения НИОКРов, то участие в таких проектах академических институтов становится обязательным. Наш университет имеет большой опыт и мощную базу в разработке электроприводов и систем управления такими механизмами. Мы готовы включиться в эту работу и начать прорабатывать варианты взаимодействия с нашими промышленными партнёрами», - комментирует итоги совещания и.о. ректора ЮУрГУ Александр Вагнер.

Участники встречи договорились совместно определить перечень оборудования для систем управления и программного обеспечения, необходимого к импортозамещению в крановой технике. Это позволит сформировать проект и подобрать эффективные государственные меры поддержки для его реализации.

Фото: Александр Нифанин.